Смена паспорта и прописка после длительного проживания за границей
Мы уехали из России больше 10 лет назад. Жена выписалась из квартиры, но мы так и не смогли ее продать. Сейчас паспорта у нас просрочены, а для оформления пенсии нужно прописаться в квартире. Могут нам оформить паспорта без регистрации или сначала нужно прописаться, а потом уже получать паспорта?
Порядок получения паспорта и регистрации по месту жительства
Для получения паспорта гражданина Российской Федерации, в случае, если гражданин утратил действующий паспорт и не имеет регистрации по месту жительства, необходимо обратиться в территориальный орган МВД России по месту фактического пребывания.
Согласно статье 10 Федерального закона от 02.08.2019 N 253-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", выдача паспорта гражданина Российской Федерации осуществляется на основании:
заявления лица, достигшего 14 лет;
одной фотографии установленного образца;
документа, подтверждающего прохождение военной службы по призыву гражданами мужского пола, достигшими возраста 18 лет (для лиц, подлежащих такому прохождению).
При этом, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регистрация по месту жительства или по месту пребывания является обязательной для граждан Российской Федерации.
Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации регулируется Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".
Согласно пункту 11 Правил регистрации, регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания осуществляется на срок их временного пребывания в жилом помещении, но не более чем на пять лет.
Пункт 12 Правил регистрации устанавливает, что регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства осуществляется на основании:
заявления о регистрации по месту жительства;
паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;
документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение (договор найма жилого помещения, ордер, свидетельство о праве собственности на жилое помещение и т.п.).
Таким образом, для оформления регистрации по месту жительства Вам необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган МВД России по месту нахождения жилого помещения. При этом, в случае отсутствия у Вас действующего паспорта, Вам необходимо предварительно получить временное удостоверение личности, документ, удостоверяющий личность на территории Российской Федерации, для чего необходимо обратиться в территориальный орган МВД России по месту фактического пребывания.
Рекомендации
В связи с тем, что порядок регистрации и получения паспорта имеет некоторые особенности и может варьироваться в зависимости от конкретных обстоятельств, целесообразным представляется обратиться за консультацией к квалифицированному юристу. Юрист сможет детально изучить Вашу ситуацию, разъяснить действующее законодательство и помочь подготовить необходимые документы.
В.А. Ваулин